пятница, 13 ноября 2015 г.

Как я заговорила на английском спустя 11 лет изучения


Мои коллеги
11 лет - звучит просто жутко долго. А ведь есть те, кто еще дольше учат английский и до сих пор не говорят.
А еще я учитель английского языка в Индонезии. Сказал бы кто мне это в 5 или 9 классе, я бы решила, что этот человек точно чокнутый :) Обожаю жизнь за такие повороты.
Так как же, черт возьми, начать говорить?
А все до смешного просто (суперсекретного ингридиента нет)- просто нужно начать говорить. И вообще не важно какая там у тебя грамматика, иностранец все равно тебя поймет, если ты правильно подобрал слова к ситауции и расположил их в порядке. И главное отбросить эту чепуховую мысль: 'сначала надо изучить то и это', можно вообще написать себе скрипт и вперед. И ошибаться as much as possible.

Изучать язык надо натурально, как ребенок. И начинать с слушания и произношения. А потом набрать слова и вперед в море прыгать.
Помните я писала, что к нам пришел ученик, который вообще не имеет базы английского, а мы не говорим на его родном языке? Так вот, спустя месяц он разговаривает со мной на повседневные темы. При том, что он не делал домашних работ и ленился где только мог.

Я начала учить английский (вроде) в 5 классе по учебнику Верещагиной. В 8-9 классах я ненавидела уроки английского. В 10 классе я сменила школу и тут английский стал мне нравиться. Я поняла грамматику и сформировала базу, делая тысячу и одно упражнение, где нужно поставить глагол в правильную форму. Тут же выучила таблицу неправильных глаголов.
Когда в 11 классе началась подготовка к ЕГЭ, наша учительница готовила весь класс. Тогда-то впревые я слушала бесконечные аудиодиалоги и монологи. В начале я вообще ничего не понимала и все ставила наугад. К концу мая я неожиданно стала выполнять все тестовые вопросы правильно.
В университете английский был больше технический и мы только делали, что переводили скучнейшие тексты.  Я выучила слова, которые мне ни разу не пригодились.
Но именно тогда в университете я увидела рекламу Work and Travel. Я помню как разголядывала берег Нью-Йорка и каждый раз выискивала эту рекламу глазами. Потом мое 'неужели такое бывает' превратилось в 'я ведь тоже могу поехать'. Это изменило все. Я решила взяться за английский и впервые попросила денег у родителей на дорогущие курсы в EF, я была так рада этому, даже прослезилась в трамвае, когда родители сказали, что дадут денег :)
Правда когда я пришла оплачивать курсы, выясинлось, чтобы дойти до мною желаемого уровня, нужно еще 4 раза по 15 тысяч заплатить. И я пошла в другую, не такую раскрученную школу, почитав отзывы. Занимались мы втроем по утрам и надо сказать, мне легко было понять нюансы исплользования времен. 
В этой школе мы начали смотреть сериал Extra :)  Этобыло интересно и запоминалось (так что смотрим сериалы в оригинале).
В этот же год я подалась на WAT, но из-за плохого job offera я получила отказ. Это был 2011 год. В следующем году, осенью, я снова купила курсы (уже на стипендию) в другой школе, которая получила медаль за качество предоставления услуг. Мне очень понравилось заниматься по часу. Это не так долго и нудно как 90 минут и при этом не так мало как 45. 
Тут-то все и началось (в моем любимом 2012 году). Зимой меня наконец отобрали на программу языковых стажировок в Сингапур. Я поехала на двухнедельные языковые курсы в English First. Впервые я была в среде, где надо говорить. И понимать, что тебе говорят. Я помню, как в первый день у меня болела голова от активного слушания директора школы, но я понимала его! Заодно прониклась мотивацией. 
Занятия мне очень нравились, кругом одни иностранцы и это очень хотелось говорить и изучать язык. В группе были продвинутые ребята и прямо зависть хлестала из моих глаз. Зависть, на минуточну, очень хороший мотиватор, пока она не злая.
В Сингапуре я начала ввела в обиход простые фразы для существования (сколько стоит, кто я такая и спрашивать направление).
И вот я получила визу в США, и впереди все лето. Но прогресс не был таким уж большим  из-за русско-украинской компании и из-за того, что люди в штате Монтана говорят как Дональд Дак. Я уже могла разговаривать и составлять простые предложения на тему вчера и сегодня.
Кстати, несмотря на свой уровень языка я нашла вторую работу и еще выучила в процессе названия ингредиентов для бургеров. 
После США у меня мотивация уже стала внутренней и я сама занималась. После двух попыток найти хорошие курсы для меня я сдалась. Но не могу я затыкать рот чересчур активным ребят, а преподаватель за этим не очень следит. И всякие имитационные разговоры ставят меня в тупик и затык.
Благо прилшо время ligngualeo, duolingo и learnathome. Вообще я все перебробывала livemocha, busuu и тд и тп.
Вот так по-тихоньку я продолжала сама по себе набирать базу, но все скачки в изучения были тоглько когда я была заграницей и мне надо было говорить.
И вот январь 2015 года, я в Италии одна и кругом не одного русскоговорящего и медленно, но верно начала говорить с кучей ошибок. А потом как будто кран прорвало, я вспоминала все конструкции и слова, могла гвоорить про кризис, экономику, про уклад жизни и прочие не такие базовые темы :)
Я стала получать удовольствие от самого факта говорения.
После Италии я как одержимая заниалась во время работы и вне ее английским. Организовала клуб просмотра фильмов с Виленой (привет) и начала ходить в speaking club. А потом решила, что единственное желание - изучать английский и вот я в Индонезии учу других :)
Дисциплина на уроках - это не про меня :)

Я вижу план изучения языка таким: 
Подготовка
  • Ставим мотивацию: понимаем зачем тебе это нужно, представляем себе как измениться твоя жизнь, от чего ты готов отказаться, чтобы заниматься языком. 
  • Заводим таблицу прогресса и составляем план.
  • А самое гениальное - найти себе Команду Успеха и изучать вместе, отчитываясь понедельно.

На самом деле, план - это настолько индивидуально (планировать трудно as fuck для меня, но я стараюсь и вою на луну, когда делаю план для своих студентов). И никто, кроме тебя не знает как лучше для тебя. Поэтому ставь себе цель, изучай новый интсрумент и следи что лучше идет. Так и получится составить идеальный план для себя и понять как лучше именно для тебя.
Процесс:
  1. Аудирование: слушаем, что интересно (подкасты, песни, любимые книги, радио, новости);
  2. Ставим произношение с преподавателем или можно самому (произношение лучше ставить с опытным человеком или носителем); 
  3. Набираем словарный запас: начинаем смотреть сериалы без субтитров; паралелльно учим минилекс 300-400 слов, которые обеспечивают 80% ситуаций и понимаем когда в какой ситуации можно применить; учим минимум готовых фраз (туда же идиомы);
  4. Пишем скрипт про себя и свою жизнь;
  5.  Находим с кем общаться и делаем это реглуярно, поглядывая когда нужно в Мерфи (легендарынй Grammar in Use) (лучше не носителя, или носителя,но убедитесь, что вы его понимаете );
  6. потом уже начинаем смотреть TED лекции и кино, читая субтитры только если совсем непонятно и читать, если хочется любимые книги;
Простые истины:
  • занимаемся языком ежедневно, разнообразив как душе угодно;
  • учить по интервальной системе!
  • ставим себе минимум (30 минут в день или 10 слов в день);
  • максимум тоже ограничиваем, чтобы не было пресыщения;
  • И главное качество на первых порах, а потом уже количество
Да, я до сих пор делаю ошибки и не знаю многих слов, своим ученикам я говорю, что я не учитель по образования. Извиняюсь, если не могу сказать как лучше, записываю это и потом объясняю им. Когда не знаю слово так и говорю, спрашиваю значение, открываю словарь.
А остальное - уже трудности на тему интровертов :) никак не связанные с языком.